Образование

«Быть или не быть шестидневке в школе?»

c439b40f9621964396a59627a12650b5 - «Быть или не быть шестидневке в школе?»

Школа №24 г. Касли

Разгорелся спор на страницах нашего школьного сообщества Каслинского района Челябинской областив сети Интернет. Участвуя в беседе с родителями наших учеников, учителя поняли, что не все владеют информацией по данному вопросу, и рассуждают так: «Зачем ребенку идти в субботу рано утром в школу?».

Над решением этой проблемы давно думают психологи, педагоги, ученые. Но, безусловно, самыми активными участниками обсуждения являются родители и сами ученики. Перспектива вставать рано утром в выходной день, собирать ребенка в школу, менять свои планы нравится далеко не всем. Не секрет, что наша школа продолжает работать в режиме шестидневной недели в 5-11 классах, поэтому для нас очень важно, чтобы было понимание, почему выбран такой режим работы.

Когда-то в недалеком прошлом учеба в субботу объяснялась большой нагрузкой на детей на неделе, нужно было распределить уроки равномерно, чтобы не было «перегруза». Все «лишние» уроки переносились на субботу. Такой подход с введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» устарел. Теперь каждая образовательная организация самостоятельно составляет образовательные программы, которые проверяются и утверждаются. Школа вправе выбирать учебный план, в котором указывается количество уроков в неделю в каждом классе. При пятидневной и шестидневной неделях учебные планы существенно отличаются.

Ежегодно в мае мы с родителями в классах решаем, какие курсы ребята будут изучать факультативно, то есть на углубленном уровне, на какие предметы нужно уделить больше внимания, а поэтому добавить к обязательным еще урок на следующий учебный год. Эти часы в учебном плане называются «часть, формируемая участниками образовательных отношений». Все остальное в учебном плане – это «обязательная часть», которая должна быть реализована и от желания школы или родителей не зависит. При шестидневной неделе часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет 30%. Получается удовлетворить любой запрос классных коллективов, прибавив эти уроки к обязательной части.

В образовательном стандарте в 5 классе нет такого предмета, как обществознание, в 5-6 классах нет информатики (изучение этого предмета начинается с 7 класса). Чтобы наши ребята были конкурентоспособны, владели знаниями по информационным технологиям, могли свободно в будущем рассуждать о политике и устройстве общества, мы направляем часы по шестидневной неделе на изучение этих предметов, начиная с 5 класса, приобретая при этом учебники. Опыт показал, что знания по черчению жизненно необходимы ребятам, которые в будущем будут выбирать профессии инженера, дизайнера, строителя. Черчения нет в учебном плане уже много лет, поэтому выручают часы из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Для успешной сдачи экзаменов выпускникам требуется подготовка не только на уроках, но и на дополнительных занятиях. По учебному плану шестидневной недели в старших классах ведутся элективные курсы по всем предметам, которые ребята выбирают для сдачи в форме ЕГЭ. Эти занятия позволяют чувствовать ребятам себя более уверенно, проработать задания, которые вызывают трудности.

В этом учебном году школа вновь стала лидером по результатам муниципального этапа Всероссийских предметных олимпиад. Ребята с гордостью носят титул победителя или призера. Сколько сил и труда самих учеников и их наставников направлено на достижение таких результатов. В большей степени играет роль в подготовке учеников к олимпиадам углубленное изучение предметов на факультативных и элективных курсах, когда ребята уходят «в глубину» предмета, могут провести эксперименты, сделать дополнительные задания. Факультативные и элективные курсы не оцениваются по пятибалльной системе, ребята могут раскрыться в отдельной области науки и не бояться сделанных ошибок. В нашей школе традиционно ведутся элективные курсы по химии, биологии, математике, русскому языку, физике, истории и обществознанию.

Всего этого при пятидневной неделе просто не может быть, так как количество уроков, не позволяет в таких масштабах удовлетворить все запросы ребят и родителей.

А как же наши совместные с родителями мероприятия по субботам? Туристический слет, традиционная ярмарка, концерты? При пятидневной неделе суббота – выходной день, а значит, привлекать учителей к работе будет незаконно.

Изучая мнение людей на просторах сети Интернет по этому поводу, встретилась фраза, что «пятидневка – это стандарт». В нашу речь прочно вошли фразы: «эконом», «стандарт», «люкс». Все понимают значение этих слов. Что выбрать для собственного ребенка, безусловно, решает каждый. Думаю, в современное время нелогично лишать детей уроков, которые пока оплачиваются государством. Что будет в скором времени, никто не знает. Конечно, найдутся родители, которые скажут, что такая нагрузка не позволяет ребятам полноценно отдохнуть. Не будем лукавить: сколько родителей готовы посвятить утро субботы своему ребенку? Если ученику интересно, если он увлечен, если готов развиваться, то он все успевает: хорошо учиться, заниматься спортом, посещать кружки.

Перейти на «пятидневку» – это не перенос 2-3 уроков с субботы на неделю, а переход на другой учебный план, на вариант «стандарт».

У учителей и родителей еще есть время, чтобы все взвесить и принять правильное решение по выбору режима работы на следующий учебный год.

А. А. Гуськова, директор МОУ «Каслинская СОШ №24»

Показать больше

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close